О Luxury и не только…

После завершения шоу всегда проходит несколько дней, прежде чем все связанные с ним статистика и подсчеты буду сведены: сколько посетителей, сколько контрактов и какие тренды заданы. Но действительная ценность любого крупного мероприятия не всегда измеряется такими значениями. Очень важно провести оценку качества взаимодействия, которое имело место в течение работы выставки и которое гораздо сложнее определить.

В середине декабря BizavNews отправился в дубайский аэропорт Al Maktoum International, где прошла очередная выставка MEBAA, участниками которой стали 452 компании, а на статике было представлено 34 воздушных судна. Примечательно, что  более 10 самолетов и вертолетов дебютировали в регионе, включая одномоторный Cirrus Vision — вероятно самый маленький самолет, который когда-либо бороздил небо ОАЭ. По словам основателя, председателя правления и генерального директора MEBAA — Али Альнакби, с каждым годом МЕВАА вырастала по статистике в два раза, а в 2018-м прирост составил 15% по сравнению с предыдущими показателями — с 2016 годом. Для нас это четвертое мероприятие и каждый раз мы с удовольствием прилетаем в Эмираты в самый комфортный месяц года, чтобы посмотреть на новинки и пообщаться с партнерами. Что сразу бросилось в глаза? Очень мало народу. Вроде и статика «нарядная» и компании солидные, а вот посетителей мало. Особенно страдали производители, которые привезли достаточное количество интересных самолетов. Не скрывая своего сожаления, они сетовали, что нет уже тех «десантов шейхов», нет хорошего количество реальных покупателей, которые точечно посещали выставку именно для приобретения воздушных судов, да и лоск, куда-то ушел. И действительно, тратить на «вне выставочный формат» стали меньше. Ситуацию на ближневосточном рынке деловой авиации мы еще разберем. Этой проблематики было уделено достаточное количество времени – конгрессная часть была очень интересной и мы почерпнули, немало любопытной информации. В павильонах, в отличие от статики, было хоть какое-то движение. В этом году заметно прибавилось компаний, предлагающих услуги в IT-сегменте. Некоторые решения были весьма революционны. Обо все расскажем, все покажем, но уже в отдельных материалах. «Дизайнерский блок» был представлен любопытными проектами от Boeing, ACH и Jet Aviation. А ближневосточные провайдеры, воспользовавшись тем, что  подавляющее большинство посетителей местные клиенты, активно продвигали свои инфраструктурные проекты и анонсировали планы своего развития.

Немного официального

Новой особенностью прошедшей МЕВАА стал своего рода театр демонстрации продукции на шоу-площадке с интерактивным представлением  компаний-участников. Действительно было весьма нарядно, а в некоторых случаях  и познавательно. Там же, в Дубае прошла и традиционная конференция MEBAA. В ней участвовали эксперты — лидеры сегмента деловой авиации, которые обсуждали темы, представляющие живой интерес для широкой аудитории пользователей деловой авиации и провайдеров услуг. Говорили о сером каботаже, блокчейне, новых решениях в области IT-разработок для деловой авиации, техобслуживании и вторичном рынке, а также о проблемах региона, которые связаны с политическим и экономическим факторами. На многочисленных сессиях было довольно много народу, а большое количество вопросов из зала указывало на то, что  проблематика реально существует.

«Важно, чтобы шоу вызвало доверие», — рассказывает г-н Альнакби, который оказался очень общительным и эмоциональным человеком, реально болеющий за свое дело. «Я хочу, чтобы посетители были довольны, а наша основная задача, если хотите, обеспечить развитие принципиально новых сегментов, которые так или иначе связаны с деловыми перевозками». Под этими сегментами, возможно, имелось в виду полеты дронов над городом для обеспечения мобильности в будущем и сверхзвуковые самолеты. Альнакби видит отличные перспективы, например,  для сверхзвукового бизнес-джета Aerion AS2, который сейчас разрабатывается в США. «Мы летаем на большие расстояния: в Европу, США, Азию, поэтому перелеты на сверхзвуковых самолетах имеют большое значение. Чтобы добраться в пункт назначения, вовсе не значит, что вы должны находиться вдали от вашего дома или ближе к городу, в который вам нужно прилететь. Нам не хватает «Конкорда», даже при том, что он обслуживал ограниченные рынки». 

Читайте также  Сильный третий квартал

Разбирая противоположенный сверхзвуковой авиации сегмент, Альнакби выразил глубокую заинтересованность в продвижении в регионе «авиации меньших размеров». Например, у него имеются определенные идеи касательно полетов аэротакси. «Мы теряем огромный рынок из-за того, что банально не имеем самолетов. Я делал многократные заявления о том, что требуется не менее 20-30 самолетов. Для аэротакси нужна критическая масса. Обеспечение решений для бизнес-авиации — это не только широкофюзеляжные самолеты. У нас до сих пор отсутствует сегмент относительно небольших самолетов». Обсуждая недавнее закрытие чартерных полетов оператора GI Aviation, Альнакби посетовал «К тому же, необходимо правильное ценообразование. На PC-12 более чем за 3000 долларов [в час]? Да бросьте! Но если вы хотите запустить аэротакси с правильным количеством самолетов и по правильной цене, то MEBAA вас поддержит».

Али Альнакби очень рад взаимодействию, которое он наблюдал со стороны регулирующих органов всего региона. «Я хочу поблагодарить регулирующие органы за работу с нами. ОАЭ стала одной из первых стран, где начали применяться IS-BAO [Международные стандарты полетов бизнес-авиации], а регуляторы работали с нами в тесном сотрудничестве». Он сказал, что взаимодействие с ними помогло соответствовать потребностям участников MEBAA. «Мы здесь не для того, чтобы нарушать правила», — заметил Альнакби. «Но мы хотим, чтобы к нам относились, как к операторам бизнес-авиации в США и Европе». Али Альнакби, являющийся вице-председателем Международного совета по деловой авиации (IBAC) уделил особое внимание и «серому каботажу». «Серый рынок — это враг роста», — говорит он. Кроме того, он сделал прогноз о наступлении в будущем поворотного момента для таких проблем, как растущая нехватка пилотов, сверхзвуковые самолеты и распространение технологий.

Альнакби видит несколько путей, следуя которым, регулирующие власти могут помочь выставке, и MEBAA будет иметь еще больший успех. «Нам могут помочь производители оригинального оборудования. Нам необходимо расширение инфраструктуры и аэропортов. Нам также требуются инвестиции в местных операторов деловой авиации и в сами предприятия. Я большой оптимист Ближнего Востока и Африки. Мы рады хорошему росту, здоровому росту. В МЕВАА видят положительную реакцию на наш бизнес и отрасль». Альнакби подвел итог, завершив его эмоциональным призывом молодых людей в эту отрасль. «Вы и я, мы любим запах реактивного топлива. Но нам нужно передать эту страсть следующему поколению, сделать ее желанной для них, показать эту возможность. Мы не можем ждать, когда они придут к нам. Нам нужно привести их. Я хочу сделать это на уровне MEBAA и нам нужно перенести это на уровень IBAC. Авиакомпании набирают высоту. Нужно, чтобы бизнес-авиация набрала еще большую высоту».

Гуляем по выставке

Безусловными бестселлерами МЕВАА стали Airbus A340-500 с салоном Citadel и роскошный Boeing BBJ787 Dreamliner, который сразу после выставки станет бортом №1 для главы государства, а вот какого, мы так и не выяснили. Оба лайнера имеют действительно роскошные интерьеры, и мы посвятим им отдельные материалы. Настоящий десант в Дубай высадил Gulfstream. Сразу две премьеры: G500 и G600, в дополнении к G550, G650ER и G280 собирали на статике достаточное количество посетителей, от правителя Дубай, до потенциальных покупателей. Gulfstream делал яркие инсталляции, и зазывал гостей выставки живой музыкой, а также отменной кухней. Главное выставочное место у входа на статику по достоинству занял Dassault Falcon с флагманом 8Х. Французы активно продвигали и свой новый проект 6Х. Как и в случае с американскими коллегами, самолет был излюбленным местом для посетителей и многочисленных любителей селфи. Производитель весьма доволен ситуацией с продажей в регионе, однако желает еще больше упрочить свою нишу в ультрадальнем классе.

Читайте также  Bell 505 – первые достижения

Bombardier привез на МЕВАА полномасштабный макет нового Global 7500 вместе с многочисленными Global и Challenger, большая часть из которых была представлена партнерами  и предлагалась к продажи. Аналогичная ситуация и с Embraer. Флагманом на выставке стал Lineage 1000E, посетители смогли познакомиться с Legacy 650E и Legacy 500. 

Еще один гигант – Airbus Corporate Jet был представлен двумя лайнерами ACJ319: Comlux и Acropolis. Оба самолета имеют принципиально разный концепт интерьеров, но объединяет их непревзойденный комфорт и функциональность. А вертолетная «дочка» Airbus – АСН – впервые участвовала в МЕВАА, представив широкой публике полномасштабный макет вертолета АСН145 с салоном Mercedes-Benz. Европейский производитель по-прежнему весьма позитивно оценивает свои перспективы на регион, связывая это со скорым выходом на рынок самолетов семейства NEO.

Главный конкурент европейцев, американский авиастроитель Boeing, объявил о запуске бизнес-версии нового широкофюзеляжного лайнера BBJ777X. По сообщению компании, самолет по дальности полета превзойдет любых конкурентов и сможет связать беспосадочным рейсом любые два города на планете. Речь идет о двух модификациях – BBJ777-8 будет преодолевать 21570 км, а BBJ777-9 сможет без посадки преодолеть расстояние в 20370 км. Меньшую дальность полета в Boeing обещают компенсировать более вместительным салоном.

Не обошлось и без «российского участия» — Comlux представил отечественный SBJ, который реально вызвал неподдельный интерес у публики. Возможно, это было связано с тем, что  Россия только начинает свой путь в мир административных самолетов и их первый опыт весьма интересен. «Для меня открытие, что ваша страна работает с такими большими машинами. То, что я вижу, мне очень импонирует. Смотрите, здесь много пространства, а это значит, что есть много возможностей для реализации любого концепта. Да и сам самолет, даже внешне, очень симпатичный. Я слышал, что дальность полета пока не позволяет ему включиться в гонку с гуру авиапрома, но уверен, что  эта проблема решаема», — поделился своими впечатлениями один из посетителей самолета.  

Еще один бизнес-джет стал Меккой для гостей – HondaJet Elite. Самолет уже дебютировал в регионе и его перспективы весьма позитивные. Стоит напомнить, что  крупнейший в регионе провайдер услуг Jetex Flight Support назначен эксклюзивным торговым представителем Honda Aircraft Company по продаже самолетов HondaJet Elite на Ближнем Востоке. Соответствующее соглашение было подписано главой Jetex Flight Support Аделем Мардини и главой Honda Aircraft Мичимаса Фуджино. «В зоне влияния» Jetex Flight Support 10 стран региона, включая Турцию.

Читайте также  HeliRussia 2019: итоги

Вертолетный сегмент был представлен весьма скудно. Отличился лишь Bell Helicopter, который привез Bell 429 и Bell 505. Местный оператор Falcon Aviation представил Leonardo AW169. 

Наши в Дубай

МЕВАА всегда вызывала интерес у наших соотечественников. Нынешняя выставка не стала исключением, хотя в этом году ни одна компания не участвовала со своим стендом. Русская речь слышалась везде и, по нашей оценке, чуть ли не каждый десятый посетитель был либо из России, либо из стран СНГ. Нам вдвойне было любопытно узнать их мнение о мероприятии. 

«В этот раз мы с удивлением заметили, что оказались в пустыне. Не в прямом смысле – ведь в ней мы бывали и на всех остальных выставках MEBAA, – а в переносном. Мало стендов, мало людей, мало самолетов. Оживление наблюдалось только когда прибывали немногочисленные официальные делегации, в остальном же между 2016 годом и нынешним разница чувствовалась колоссальная. С другой стороны, специфика именно нашего бизнеса – продажи самолетов – такова, что успех мы измеряем по количеству встреч с потенциальными клиентами: либо непосредственными покупателями и владельцами, либо с их представителями. У нас была задача показать конкретный самолет, и по этому параметру выставка для нас получилась довольно удачной. Мы провели ряд запланированных и спонтанных показов, и по нашим ощущениям некоторые из них были многообещающими. Так что в этом плане и именно для нас MEBAA 2018 почти не уступила выставке 2016 года. Однако могу сказать, что коллеги из других сфер нашей отрасли были недовольны, и я их прекрасно понимаю», — комментирует Иван Веретенников, директор по развитию ArcosJet.

«Выставка в 2018, как подмечали все посетители, стала чуть меньше, но, безусловно, осталась такой же качественной. У экспонентов и посетителей было достаточно времени для переговоров и обсуждения деталей. И конечно же, солнечная погода в декабре на всех оказывала влияние, позитивный настрой чувствовался все три дня как в павильоне, так и на статике. В целом, результат соответствовал нашим ожиданиям, было много интересных встреч и полезных контактов», — рассказывает Надежда Туровская, директор по маркетингу А-Групп.

«Мероприятие произвело в целом позитивное впечатление, несмотря на компактные размеры и статики и стендов по сравнению с прошлой МЕВАА 2016. На статике были представлены все производители и каждый из них был по-своему хорош, исходя из потребностей отдельных потенциальных покупателей. Лично меня больше всего поразил Dreamliner, который действительно заслуживает свое название. Понравился и отечественный SSJ, у которого, я уверена, есть будущее не только на российском, но и ближневосточном рынке. Небольшое количество стендов, на мой взгляд, сыграло положительную роль, так как способствовало более комфортному общению, как с партнерами, так и с новыми участниками. Резюмируя, нельзя не отметить и восточное гостеприимство, местный колорит, инвестиции и упорство в развитии и целевом использовании каждого кусочка, практически безжизненной земли, где на территории когда-то безвестного аэропорта Аль-Мактум появляются современные комплексы деловой авиации, которые предлагают исключительный VVIP сервис, в чем мы убедились сами. Выставка порадовала, как официальной, так и неофициальной частью. С удовольствием вернемся сюда в 2020 году», — отметила Елена Жданова,  Директор по развитию Авиакомпании «РусДжет».