Осуществляем внутренние коммерческие воздушные перевозки, доставку груза и авиационные работы на территории Российской Федерации
HeliRussia 2019: Рынок. Итоги. Прогнозы.
Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia является одним из главных профессиональных событий для вертолетного сообщества. Выставка ежегодно проводится с 2008 года и прочно занимает первое место среди всех подобных европейских мероприятий.
В 2019 году HeliRussia проводится в 12-й раз и немаловажно отметить, что помимо России свою продукцию в этом году представят компании из 19 стран мира: Австралии, Беларуси, Бельгии, Швеции, Великобритании, Ливии, Германии, Мальты, Чехии, Ирана, Канады, Литвы, Словакии, Швейцарии, Италии, Финляндии, Франции и США. В выставке примут участие порядка 250 компаний, а ожидается 30 новых экспонентов.
Традиционно на выставке демонстрируется как гражданская, так и военная серийная продукция, новейшие разработки российских производителей таких, как холдинг «Вертолеты России», «Крэт», «Объединенная двигателестроительная компания». В выставке на постоянной основе принимают участие крупнейшие международные игроки – европейские Airbus Helicopters и Leonardo, американские Bell, Robinson Helicopter Company, а также их официальные представители.
Помимо компаний — производителей вертолетов, HeliRussia объединяет всю вертолетную индустрию и является ключевой площадкой для всех участников рынка, в том числе: эксплуатантов, разработчиков и производителей двигателей, бортового и наземного оборудования.
Богата выставка и на премьеры. В 2019 году на выставке будет представлен сверхлегкий вертолет соосной схемы Р-34, созданный ОКБ «Ротор» (г. Кумертау) и сконструированный по заданию компании «Аэроэлектромаш». Р-34 является, на сегодняшний день, самым компактным, экономичным и малошумным в своем классе.
Помимо отечественной машины, компания представит еще один сверхлегкий соосный вертолет — VA-115 разработки компании RotorSchmiede (Германия), предназначенный для обучения летного состава, а также электродвигатель ВД 2500, применение которого позволит исключить из трансмиссии сложные высокотехнологичные узлы, требующие длительной отработки и, как результат, обеспечит высокий ресурс, ремонтопригодность, низкий уровень шума и малую заметность в инфракрасном диапазоне. Ориентировочная грузоподъемность воздушных судов, оснащенных данным двигателем, — 200-300 кг.
Последние несколько лет на выставке широко представлены технологические новинки — беспилотные летательные аппараты.
В этом году российскими разработчиками будет представлен проект беспилотного воздушного такси Bartini от компании McFly.Aero. Это электрический аппарат вертикального взлета и посадки, который в финальной версии должен преодолевать 150 км, достигать скорость в 300 километров в час. Заряда аккумулятора должно хватать не менее чем на 30 минут полета. Сейчас компания собирает прототип на базе лаборатории МИСиС и проводит тестовые полеты.
Второй год подряд особое место на выставке отводится объединенной экспозиции французских производителей. На стенде в этом году свою продукцию представили ESI Group — мировой технологический лидер в области программного обеспечения и консалтинга для создания виртуальных прототипов, ведущий производитель электронных соединителей для ответственных применений Nicomatic, компания Hutchinson — лидер в области технологий контроля вибрации, управления жидкостями и герметизации, а также Permaswage – ведущий поставщик промышленных фитингов для зарубежных вертолетных программ, а также для российских самолетов SSJ100 и MС21.
Большой интерес со стороны зарубежных компаний к российскому рынку обусловлен, в первую очередь, общим научным и производственным потенциалом отечественной вертолетной индустрии, наличием многих конкурентно-привлекательных ниш, а также перспективами и емкостью российского вертолетного рынка, связанными с реализацией государственных программ по экспортному развитию и импортозамещению.
В тоже время, по данным Росстата в 2018 году можно заметить определенную негативную тенденцию, касающихся отечественной авиационной промышленности. Общие производственные показатели в секторе составили всего 87,3% от 2017 года. По словам вице-премьера Юрия Борисова, это обусловлено снижением производства продукции военного назначения. На этом фоне отечественная вертолетная отрасль демонстрирует завидную стабильность.
В 2018 году «Вертолеты России» произвели около 200 машин. В апрельском интервью газете «Ведомости», Генеральный директор холдинга Андрей Богинский заявил, что спад в производстве, отмеченный по сравнению с 2017 годом, когда был произведен 221 вертолет, обусловлен тем, что в итоговые показатели 2017 года были включены модернизированные машины для которых требовались опытно-конструкторские работы, что и повлекло их включение в производственные показатели. Также возможно, что данный спад частично вызван и упоминавшимся выше снижением производства военной продукции, однако, до раскрытия холдингом информации в своих отчетных документах (годовом отчете), подтвердить это не представляется возможным. Количество же произведенных гражданских вертолетов сопоставимо с 2017 годом – за год предприятиями холдинга было произведено 70 гражданских вертолетов различных типов.
Значительную роль в сохранении объемов производства гражданской вертолетной техники в России сыграла «Программа развития санитарной авиации», придавшая значительный импульс производству отечественных вертолетов. Практически половина (31 вертолет или 44%) от всего количества произведенных в 2018 году гражданских вертолетов должны были составить вертолеты, переданные в ГТЛК под реализацию данной программы. Из них: 12 Ансатов, 13 Ми-8АМТ и 6 Ми-8МТВ. Для сравнения, в 2017 году ГТЛК получила 29 вертолетов (23 Ми-8 и 6 Ансатов).
В уже упоминавшемся интервью «Ведомостям», Андрей Богинский отметил, что существующие производственные мощности позволяют производить 60 вертолетов «Ансат» в год. Сегодня же, согласно реестру Росавиации, общее количество зарегистрированных гражданских «Ансатов» составляет 24 штуки.
«Вертолетами России» не так давно были озвучены планы по увеличению доли гражданской продукции до 40% к 2035 году.
В 2018 году соотношение гражданских и военных вертолетов составило 35% и 65% соответственно. При этом, еще в 2016 году из 189 вертолетов, произведенных на предприятиях АО «Вертолеты России», только 17 были гражданскими (менее 10%).
Если озвученные руководством Холдинга планы по производству 250 вертолетов в 2019 году будут реализованы, а соотношение гражданской и военной продукции останется хотя бы на уровне 2018 года (что, с учетом реализуемой программы развития санитарной авиации, можно заявлять с высокой степенью уверенности), то можно ожидать, что в этом году Холдинг поставит гражданским эксплуатантам как минимум 85-90 новых машин.
По состоянию на 28 марта 2019 года в реестре «Росавиации» числится 2 707 единиц гражданских вертолетов, из которых 1 830 машин производства российских компаний, входящих сегодня в холдинг «Вертолеты России» и 877 вертолетов зарубежных производителей.
Наиболее масштабно представлены вертолеты разработки КБ Миля. Всего в реестре числится 1 707 вертолета «Ми», из которых 1 222 единицы — вертолеты Ми-8 различных модификаций, 410 вертолетов Ми-2, 66 вертолетов Ми-26 и 9 вертолетов Ми-171.
Также в реестре 77 вертолетов, разработанных АО «Камов» и 24 вертолета «Ансат» производства Казанского вертолетного завода.
Из иностранных вертолетов наиболее популярны в России Robinson’ы, которые составляют более половины парка вертолетов зарубежных производителей. Их общее количество в России – 457 машин, что на 3 машины больше, чем в 2017 году (454 вертолета).
На втором месте – вертолеты Airbus helicopters. Сегодня в России зарегистрировано 210 машин, включая вертолеты, произведенные компаниями, которые впоследствии вошли в состав Eurocopter/Airbus Helicopters.
Всего в 2018 году по данным таможенной службы в Россию было импортировано 26 вертолетов иностранного производства, 6 квадрокоптеров и 1 автожир.
Наибольшее количество импортируемых вертолетов приходится на Airbus – 11 единиц. Среди них наибольшую долю занимает модель AS 350 – за год было ввезено 9 вертолетов этой модели.
Второе место по ввозу в модельном ряду занимает AW189, производства Leonardo. В 2018 году было ввезено 6 вертолетов данной модели. В России данный вертолет используется, в первую очередь, в интересах нефтегазовой отрасли. По итогам импорта в 2018 году, Россия вошла в тройку ведущих стран-эксплуатантов данной модели.
Одинаковую долю на российском рынке в численном выражении занимают компании Leonardo (бывшая. Augusta Westland) и Bell — 64 (10 AW119, 17 AW109, 26 AW139 и 11 AW189) и 64 (15 Bell 429, 2 Bell 427, 33 Bell 407, 4 Bell 430, 11 Bell 206 и 1 Bell 205) вертолетов соответственно.
Необходимо отметить, что общее количество вертолетов, состоящих в государственном реестре, и «летающих» бортов может значительно отличаться. Особенно это касается вертолетов отечественных производителей. Так, согласно данным Росавиации, которые были предоставлены в ноябре 2018 года на Вертолетном Форуме в Казани, по итогам 2017 года в реестре числилось 862 вертолета Ми-8 и 343 Ми-8АМТ. При этом «летающих» всего 529 Ми-8 и 275 Ми-8АМТ (61% и 80% соответственно).
10 октября 2018 года агентством FlighGlobal был представлен отчет по текущему состоянию дел в вертолетной отрасли. Согласно опубликованным данным, в мире зарегистрировано почти 38,5 тысяч гражданских вертолетов, в т.ч. и находящихся на хранении. На первом месте по количеству зарегистрированных бортов находится Северная Америка — 13 204 вертолетов или 34,4% от всего мирового парка (США – 10 814 вертолетов, Канада — 2 390 вертолетов). Второе место с 10 791 вертолетом (28%) занимает Европа, где в лидерах – Россия (по данным FlightGlobal – 2 879 вертолетов), на втором месте Великобритания (1 176 вертолетов), а третье – Италия (1 007 вертолетов). Азиатско-Тихоокеанский регион с 7 167 вертолетами (18,6%) оккупировал третью строчку рейтинга (Австралия – 2 089 вертолетов, Китай – 1 194 вертолета, Новая Зеландия – 883 вертолета). Далее идут – Латинская Америка, где сегодня зарегистрировано 4 470 вертолетов или 11,6% от мирового парка (Бразилия – 1 739, Мексика – 723 и Чили – 300 вертолетов), Африка (2 037 вертолетов или 5,3%) и Ближний Восток (646 вертолетов – 1,7%).
Среди моделей вертолетов лидирующие позиции на рынке ожидаемо занимает Robinson R44. Сегодня по всему миру в эксплуатации находится более 5 600 вертолетов этой модели. Всего, согласно отчетам Robinson Helicopter, в 2018 году для мирового рынка было произведено 309 машин. Из них 35 – Р22, 200 – Р44 и 74 Р66. Таким образом, с момента своего образования компания произвела около 12,5 тысяч вертолетов. На втором месте находятся вертолеты Airbus H125/AS350, которые в 2018 году опередили вертолеты семейства Bell 206 (3600 против 3400). В тоже самое время, на рынке США, который, как уже было отмечено, остается самым крупным в мире, к октябрю 2018 года вертолеты Bell 505 стали самой популярной моделью среди покупателей. За первые 9 месяцев было поставлено 32 вертолета данной модели. На втором месте — Robinson R44 (23 вертолета). Третью строчку занимает Airbus с уже упоминавшейся моделью H125/AS350 (19 вертолетов).
В целом же в мире есть два бесспорных лидера по количеству зарегистрированных вертолетов – Robinson и Airbus с совокупной долей почти в 50% (24,7% и 24,3% от общего количества вертолетов). Немного отстает от них Bell, чья доля достигает 20,5%. Согласно данным FlightGlobal, серьезно отстают от лидеров такие производители как Leonardo (8,4%), Вертолеты России (7,7%) и Sikorsky (7,2%). Замыкает рейтинг MD Helicopters с долей рынка в 3,4% и небольшие производители, занимающие всего 2,2%.
Однако по данным, озвученным Андреем Богинским, в денежном выражении доля России на мировом рынке гражданских вертолетов по итогам 2018 года прогнозируется на уровне в 11%. Свою роль в положительной динамике сыграл и прошлогодний демотур вертолетов Ми-171А2 и «Ансат» в Китае и странах Юго-Восточной Азии, по итогам которого был подписан контракт на поставку 20 «Ансатов» в интересах Ассоциации медицины катастроф КНР, а также было получено еще порядка 50 мягких заказов на Ми-171А2 и «Ансаты» для нескольких стран региона. В ближайшее время должен выйти на рынок и долгожданный Ка-62 – в планах Холдинга на 2019 год заложены 4 машины данного типа.
Не столь оптимистично смотрит на рынок глава Robinson Helicopter Курт Робинсон. По его мнению, 2019 год станет непростым для его компании. Это обусловлено в первую очередь тем, что сегодня 70% продукции компании идет на экспорт. В тоже время, укрепление доллара, повышенные банковские ставки и тарифы на экспорт в Россию и Китай создают дополнительные трудности для сбыта продукции Robinson Helicopters.
В начале марта этого года среднесрочную оценку рынка дала компания Honeywell. По их мнению, в ближайшие 5 лет будет закуплено порядка 4000 новых гражданских вертолетов. Так, около 18% опрошенных участников рынка в США заявили, что планируют заменить или увеличить свой парк вертолетов в ближайшие пять лет. При этом 65% планируют приобрести легкие однодвигательные модели, а 22% — средние двухдвигательные. В Европе процент положительно ответивших на вопрос о покупке новых вертолетов меньше – всего 15% респондентов планируют обновить свой парк до 2024 года. Такие же цифры (15%) демонстрируют опросы на Ближнем Востоке и в Африке, которые, в рамках данного исследования, рассматривались как один регион. Немного отстает Азиатско-Тихоокеанский регион, где обновление парка планирует около 13%. На последнем месте – страны Латинской Америки, где на вопрос о возможной покупке новых вертолетов в ближайшие 5 лет положительно ответили всего 9% участников рынка.
Также интерес представляет прогноз компании Airbus Helicopters, описывающий текущее состояние и перспективы рынка газотурбинных вертолетов до 2036 года. По оценке аналитиков компании, на 2016 год в эксплуатации находилось 25 000 вертолетов, оснащенных газотурбинными двигателями. Согласно прогнозу, в ближайшие 17 лет парк подобных машин вырастет до 37 000 вертолетов. При этом чистый прирост парка составит 57%, (около 12 500 вертолетов) а 43% придется на замену существующего парка (около 9 500 вертолетов). Таким образом, из действующего количества газотурбинных вертолетов в эксплуатации на 2036 год останется в строю около 15 000 машин. Около 50% из новых машин – легкие однодвигательные вертолеты. Легкие и средние двухдвигательные массой менее 7 тонн – 35%. Вертолеты массой более 7 тонн – 15%. Наибольшую потребность в новых вертолетах будет испытывать Азиатско-тихоокеанский регион, который получит около 8000 машин (36% от всего количества вертолетов). На втором месте США и Канада, чья потребность оценивается в 5000 новых вертолетах (23%). Далее – Европа (около 4000 вертолетов или 18%), Латинская Америка (около 3000 вертолетов или 14%) и Африка и Ближний Восток (около 2000 вертолетов или 9%). При этом в стоимостном выражении на легкие однодвигательные вертолеты придется около 17%, легкие и средние двухдвигательные массой менее 7 тонн – 45%, а на вертолеты массой более 7 тонн — 38%.
Подводя итоги, отметим, что Россия является из ключевых центров вертолетной индустрии. И по количеству вертолетов, и по темпам развития отрасли наша страна продолжает удерживать если не лидирующую, то, как минимум, одну из ведущих позиций в мире.
Стабильное производство гражданской продукции, экспансия в новые сегменты рынка, развитие производства – все это наиболее полно характеризует ситуацию, сложившуюся в отечественной вертолетной индустрии. И 16 мая Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia предоставит возможность убедиться в этом каждому желающему.
Азад Каррыев
Ассоциация вертолетной индустрии