Полет без лишних забот

Говорят, что старый друг лучше новых двух. Для авиационной индустрии здоровый консерватизм является надежной защитой инвестиций. Прежде чем приобрести дорогостоящий летательный аппарат, грамотный покупатель трижды подумает о будущем: где обучить летный и технический состав, где проводить техобслуживание и ремонт. Для машин, хорошо себя зарекомендовавших на рынке, уже выстроена мощная инфраструктура, но как быть с новинками? В случае с вертолетом Bell 505 Jet Ranger X новизна машины не должна настораживать: в России появился продукт, обеспеченный всеми необходимыми сервисами.

Канада, США, Европа, далее везде

Семейство Bell 206, растиражированное с середины 1960-х годов более чем в 7 тысячах экземпляров, было настоящим бестселлером в сегменте легких вертолетов. Однако время берет свое: в 2010 году сборочную линию покинул последний Bell 206B-3, а еще спустя семь лет пришел черед удлиненного Bell 206L LongRanger. У ведущего североамериканского производителя уже был козырь в кармане – новый пятиместный Bell 505 Jet Ranger X. К моменту его выхода на рынок множество частных и корпоративных владельцев сделали свой выбор в пользу Robinson R66, и отвоевать свою рыночную долю было непросто. Однако первые годы продаж показывают, что эта миссия выполнима.

Прежде всего, компании было необходимо получить пропуск на рынок – сертифицировать новинку в ведущих авиационных администрациях мира. Первоначально сертификат типа выдан 21 декабря 2016 года транспортными властями Канады. Спустя два месяца сертифицировано производство сборочной линии в Мирабеле (Квебек, Канада) и состоялась первая поставка частному владельцу. Летом 2017 документ выдала американская авиационная администрация FAA. Европейская сертификация последовала 12 ноября 2017 года, в мае 2018 года – китайская. 28 марта 2019 года Росавиация выдала сертификат FATA-01014R. Также сертификаты валидировали авиационные власти Австралии, Аргентины, Гватемалы, Индонезии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, Чили, Южной Кореи, Японии и других стран.

Следом начались поставки, и счетчик переданных потребителям машин достаточно быстро миновал первую, а затем и вторую сотню. В августе 2019 года производитель отчитался о том, что в эксплуатации на шести континентах находятся свыше 200 машин, которые успели налетать более 20 тыс. часов. Такой показатель – один из лучших для всех моделей американского производителя. Получить такие результаты можно лишь в одном случае – обеспечив высокие темпы подготовки летного и технического персонала, а также поддерживая парк в исправном состоянии.

Большой прогресс для маленького вертолета

Подготовка пилотов нового вертолета – непростая задача, однако решить ее компании Bell помогают предыдущие наработки. Конечно, в плюс идут некоторые родовые особенности – 505-я машина получила в наследство от Bell 206 элементы несущей системы, так что ее поведение в воздухе оказывается предсказуемым для тех, кто освоил предшествующую модель. Однако полностью новая кабина меняет представление о полете. Интегрированный комплекс авионики Garmin G1000H обеспечивает навигацию, радиосвязь. С помощью двух дисплеев с диагональю 10,4 дюйма можно осуществлять планирование полетов, наблюдать за движущейся картой, оценивать работоспособность систем. Опциональные режимы помогают выполнять полеты, повышая ситуационную осведомленность: информируют о рельефе местности, предупреждают о риске столкновения с поверхностью, информируют о находящихся поблизости воздушных судах, оснащенных ответчиками ADS-B. Применение полностью цифровой системы управления двигателем типа FADEC существенно упрощает управление силовой установкой.

Читайте также  Латвия заказала два Leonardo AW119Kx

Под стать «электронному» вертолету и средства обучения. Расположенная в американском Форт-Уорт (Техас) летная академия Bell (Bell Training Academy) предлагает курсантам полный курс подготовки на Bell 505 Jet Ranger X. В распоряжении учебного центра два вертолета, а также новейший тренажер. Специфика этого симулятора заключается в том, что он, не будучи полностью подвижным, все же существенно превосходит многие аналоги по достоверности ощущений от полета. Стоит «запустить двигатель», как кабина симулятора начинает раскачиваться взад-вперед в такт набирающему частоту вращения несущему винту. Характерные для вертолета вибрации и шумовые эффекты дополняются весьма детализированной и реалистичной картинкой, создаваемой системой закабинной визуализации. И хотя тренажер не имеет полноценной системы подвижности, по отзывам курсантов ощущения очень близки к тем, которые можно получить в реальном полете. Но что самое важное – на тренажере можно безопасно отрабатывать различные отказы и особые случаи, происходящие в полете. Поэтому желающие могут попрактиковаться в пилотировании при отказах матчасти, усугубив эти проблемы ветром или ливнем.

Обычная недельная программа начальной летной подготовки пилотов Bell 505 включает теоретическую часть, два часа на тренажере и три полета на реальном вертолете. Нагрузка на машины достаточно большая: за первый год налет составил по 500 часов на каждый из бортов, причем, если в 2017 году Bell Training Academy выпустила 55 курсантов, отучившихся на 505-й машине, то в 2018 году их количество почти удвоилось.

Впрочем, с учетом планов по выпуску от 150 до 200 вертолетов в год, мощностей только одного учебного центра будет недостаточно. В азиатском регионе крупнейший центр расположен в Сингапуре, в то время как европейские клиенты могут обратиться в компанию Heli Protection Europe. Ее учебный центр, расположенный на юге Франции, имеет сертификат, выданный Росавиацией 15 октября 2019 года.

Школа ТОиР нового поколения

Родство с популярным Bell 206 помогает переучиться на новый тип воздушного судна не только пилотам, но и техническому персоналу. Но для кого-то Bell 505 Jet Ranger X может стать первым вертолетом, который нужно будет обслуживать. Поэтому большое внимание уделяется созданию интерактивного учебного материала, изучение которого в компьютерных классах позволит курсантам получить детальное представление о конструкции воздушного судна и его основных агрегатов, а также отработать отдельные сервисные операции.

Читайте также  Признание отрасли

Компанией Bell создана программа Unity, которая использует детальные 3D модели вертолета. Возможность взглянуть на каждый отсек, агрегат с разных ракурсов и с различным увеличением создает эффект присутствия. Если ранее техникам нужно было ознакомиться со схемами и иллюстрациями, а потом долго искать соответствие между учебными материалами и натурными агрегатами, то теперь процесс обучения ускоряется и упрощается. В ряде случаев есть возможность увидеть конструкцию с таких ракурсов, которые для настоящего вертолета невозможны без частичной разборки: на мониторе можно сделать отдельные узлы «прозрачными», открыв обзор на расположенные за ними элементы. Конечно, большими преимуществами компьютерных средств обучения являются мобильность и возможность быстрого развертывания. Установленная на ноутбуке программа Unity доступна практически в поле.

Тем не менее, как бы далеко ни шагнули технические средства, отказаться от учебных центров и перейти на дистанционное обучение невозможно. Российским пользователям доступно обучение как в США, в Форт-Уорт, так и непосредственно в России. На подмосковном вертодроме «Горка» действует одноименный авиационный учебный центр, осуществляющий дополнительную профессиональную подготовку по программам повышения квалификации «Подготовка инженерно-технического персонала по техническому обслуживанию вертолета Bell 505 с двигателем Arrius 2R» с квалификационными отметками B1.3 и B2. Соответствующее приложение к сертификату АУЦ выдано Росавиацией 28 октября 2019 года.

Сервис в России и по всему миру

Компания Bell за минувшие десятилетия сумела создать мощную сеть из более чем ста сервисных центров, обеспечивающих поддержку эксплуатантов в 34 странах, в том числе 20 центров расположены в Европе. В значительной степени этот потенциал будет доступен и владельцам Bell 505. В частности, в октябре 2019 года «Казанское авиапредприятие» получило допуск на выполнение техобслуживания Bell 505.

Со слов генерального директора АО «Казанское авиапредприятие» Магомеда Закаржаева, ранее компания освоила обслуживание нескольких моделей вертолетов американского производителя: Bell 206B3, 407, 427,429 и 430. Подготовка к освоению нового типа предполагала обучение персонала, закупку специального оборудования и инструмента, а также формирование склада запасных частей. М. Закаржаев подчеркнул, что сегодня на складе размещаются более чем 300 позиций, а суммарные инвестиции (с учетом обучения трех инженеров по летательному аппарату и двигателю и трех – по авиационному и радиоэлектронному оборудованию) составили порядка 4 млн рублей. Обучение специалисты авиапредприятия проходили в Форт-Уорте и Сингапуре.

Читайте также  HeliRussia 2019: Рынок. Итоги. Прогнозы.

Компания уже «познакомилась» со всеми тремя ввезенными в Россию воздушными судами этого типа: уже в России были собраны и облетаны вертолеты, а также выполнены первые календарные формы периодического техобслуживания. По отзывам специалистов предприятия, основные виды работ во многом повторяют программу технического обслуживания вертолета Bell 206B3 в силу того, что вертолет Bell 505 был построен на базе 206-го, и большое количество компонентов было взято со старшей, хорошо зарекомендовавшей себя модели. При этом была внедрена современная система обслуживания MSG-3, которая обеспечивает существенное уменьшение трудоемкости выполнения работ без снижения уровня безопасности полетов. Также специалисты отмечают, что машина имеет удобные подходы к зонам обслуживания, на вертолете есть много легкосъемных капотов и панелей, что делает процесс технического обслуживания максимально удобным.

По словам гендиректора АО «Казанское авиапредприятие», со всеми тремя собственниками вертолетов заключены контракты на техническое обслуживание, в рамках которых владельцы имеют доступ к полной гарантийной и послегарантийной поддержке.

И производитель вертолета, и разработчик двигателя – компания Safran Helicopter Engines – предлагают своим клиентам сервисные программы. Решение Customer Advantage Plan от Bell обеспечивает прогнозируемые расходы на поддержание с фиксированной ставкой за летный час, приоритетный доступ к деталям и агрегатам, а также простое планирование работ. В свою очередь, Safran еще в марте 2017 года подписала первый контракт 5Star Plan на поддержку двигателей первых двух вертолетов, поступивших в Bell Training Academy. 5Star Plan рассчитан на компании, эксплуатирующие до пяти вертолетов. В пакете – пять уровней услуг, включая запланированные и внеплановые мероприятия, доступ к возвратно-обменному пулу запчастей и подменным двигателям, продление гарантийных обязательств и поддержку.

Наконец, в соответствии с современными тенденциями, Bell обеспечивает эксплуатантам 505-й модели доступ к порталу, на котором размещены технические публикации, а также технические и сервисные бюллетени.

Сегодня в России зарегистрировано три вертолета Bell 505 Jet Ranger X, но вскоре парк машин этого типа увеличится. По оценкам Сергея Филатова, регионального директора Bell по России и странам СНГ, в ближайшие годы ожидается поставка в наш регион нескольких десятков этих вертолетов, а география их использования расширится. Так что вслед за увеличением флота в России появятся и новые провайдеры услуг, обеспечивающие качественные, оперативные и доступные по цене сервисы.